Акварель: от релакса до искусства

23 ноября отмечался Международный день акварели. Инициатором учреждения праздника в 1991 году стал мексиканский художник Альфредо Гуати Рохо. Он был убежден в том, что акварель способна не хуже живописи маслом передавать красоту мира.

С акварелью можно работать по-разному. Можно создавать картины, передавая тончайшие взаимоотношения цвета, глубину и подвижность окружающего пространства. А можно погрузиться в мир цвета, использовать соль, воск, губку и релаксировать, получая бесконечное количество новых оттенков и обретая внутреннюю свободу. Об этом в честь праздника рассказала преподаватель живописи Александра Филиппенко.

Александра Валерьевна – выпускница РГХПУ им. С.Г. Строганова. Успешно работала дизайнером, но, став многодетной матерью, поняла, что нужна прежде всего детям. Она ведет занятия для ребят разного возраста в изостудиях при храме иконы Божией Матери «Знамение» в Захарьине, творческом центре «Арт-Традиция» и фольклорной студии «Песенка-Кудесенка» Дворца культуры. Занятия в каждой из них имеют свои особенности, но всех их объединяет любовь к детям и творчеству.

– Акварель дают детям самого младшего возраста. Но так ли просто работать с этой краской?  

– Акварельная техника считается одной из самых сложных. Она не терпит исправлений. Если в работе технически слои накладываются мокрое на мокрое, а у ребенка получилось не то, что он хотел, он начинает быстренько это всё исправлять, начинает высветлять белилами, что тоже недопустимо в акварели. Все светлые места достигаются либо разведением краски большим количеством воды, либо оставляются самые светлые места, блики – это сама бумага. Но детям хочется ускорить процесс, что-то исправить. В связи с этим стоит отметить, что при использовании акварели всё-таки необходимо мастерство, нужна послушная рука.

– Получается, что такая техника подходит для детей постарше?

– В каждом возрасте при работе с акварелью есть свои задачи. Для детей постарше ставятся задачи, которые требуют длительной проработки. Например, нарисовать натюрморт. Тут мы используем технику лессировки, при которой слои должны просохнуть, и следующий слой накладывается прозрачно, красиво, чтобы нижний слой просветился тоже. Но это для ребят, которые уже немного отточили своё мастерство, и им хватает терпения довести работу до конца.

– А с какими задачами могут справиться малыши?

В младших группах дети начинают производить свои цвета. Это для них целая история, волшебство. Им это очень нравится, когда открывают, что желтый и красный – это оранжевый. Это восторг, конечно! И дальше появляется множество других цветов. Иногда бывает, что ребенок пришел со страхом, он боялся вообще дотронуться кисточкой до листа, боялся, что у него не получится, и тут вдруг у него открывается новый мир, и он понимает, что он может, он творит! Педагогу важно дать ему понять, что все, что он делает, – это правильно. Самое главное – на начальном этапе дать свободу для творчества. Все-таки человек должен сначала утвердиться в своем желании, а потом уже приобретать мастерство. Чтобы желание творить не угасло.

В младшей группе «Песенка-Кудесенка» с детками от 3 до 7 лет я применяю Вальдорфскую методику. Ребенку дается только три основных цвета акварели красный, синий, и желтый, кисточка и стаканчик с водой. А дальше, рисуя мокрым по мокрому, дети сами создают невероятно богатую цветовую палитру. Это момент свободной игры, когда дети погружаются в мир цвета, ощущая его силу и глубину, создавая неповторимые сочетания и эффекты.

– Какие еще интересные, нетрадиционные техники работы с цветом Вы используете?

Широко известна техника работы с солью. Акварель часто ложится сгустками, и когда на них попадает соль, образуются белые пятнышки, разводы, то есть получается замысловатый узор, а где-то, наоборот, краска растекается ручейками. Тут неважно мастерство, детям важен сам процесс релаксации, углубления в мир цвета. Мы используем крупную соль, и дети стараются чуть ли не выложить рисунок кристалликами. Тут и фантазия включается, и в процесс еще новые цвета добавляются.

Есть еще техника использования акварели в сочетании с воском. Я наношу воском рисунок, дети вносят цвет, а туда, где нанесен воск, краска не попадает. Для них опять же происходит некое волшебство: вдруг с воска краска сползает, и там обнаруживается рисунок, дети начинают добавлять цвета, это тоже целый волшебный мир.

– Психологи утверждают, что, когда ребенок использует в работе темные цвета, это говорит о внутренних сложностях. Можно ли при помощи акварели улучшить его эмоциональный настрой?

Мы не лезем к ребенку в душу, но то, что он выносит на поверхность бумаги, становится видно. И когда ребенок в очередной раз рисует все темное, я пытаюсь помочь добавить в его мир света, цвета. На днях мы готовились ко Дню матери, ребенок нарисовал маму с лисенком, они радовались, обнимались. Потом он вдруг закрашивает маму темным и говорит, что она ранена. Я начинаю расспрашивать, он объясняет, что ей больно. Я предлагаю маму пожалеть, нарисовать солнце, может быть, это душевная рана, пусть ей станет светлее и теплее.

Есть ребенок, которому очень нравится рисовать поезда, он каждый раз придумывал историю, куда поезд едет, изображал природу. Но наступил период, когда он каждое занятие рисовал, как поезд въезжает в черный тоннель, там идет черный дым, вообще нет солнца. Месяца полтора мы ехали к концу этого тоннеля, но добились успеха, появилось солнце, природа, путешествие в новую жизнь. Много разных историй можно рассказать.

Есть девочка, родители которой сетовали на то, что она часто выбирает черный цвет. Когда я спросила, почему, она весело ответила, что черный цвет самый хороший, потому что он может закрасить все, что не получилось. То есть мы мыслим иногда какими-то стереотипами, начинаем копаться в психологии, выискивать какие-то причины, а ребенок просто берет и таким простым способом исправляет ошибки на своих, между прочим, ярких и жизнерадостных рисунках.

– А у старших детей есть свобода творчества? Насколько они могут что-то выбирать в рамках заданной темы?

Школьники приходят часто уставшие от уроков, от каких-то обязанностей, им очень не хватает пространства для реализации собственных идей. Поэтому все законы композиции, перспективы, света, тени, построения предметов, колористические задачи и прочее мы изучаем на той задумке, которую ребенок выбирает сам. Вплоть до материла: он может использовать акварель, гуашь, пастель, маркеры, может выполнить рисунок в графике. Я к каждому ученику подхожу индивидуально. У них есть только обязательства правильно использовать художественные приемы и довести работу до конца. Я считаю, что искусство и живопись в первую очередь должны приносить радость. Чтобы в будущем, когда человек вырастет, даже если он не станет художником, но он захочет творить, он захотел бы к этому вернуться.  И искусство сможет ему стать опорой в жизни. Сможет даже какие-то душевные раны в чем-то облегчить. То есть он может это прорисовать, выразить, выплеснуть на бумагу, прожить свое состояние, как в детстве с тремя красками.

– Занятия в студии при Знаменском храме в Захарьине имеют свою специфику?

– Здесь особая атмосфера. То, что приближено к храму, к Богу – всегда правильный путь. И если у ребенка есть стремление передавать красоту Божьего мира в своих работах, я с большой радостью помогу ему раскрыть данный свыше дар, который есть у каждого. На занятиях мы стараемся освещать правильное отношение к жизни, друг к другу. Учим детей взаимопониманию, стремимся образовать общество близких по духу и интересам людей, куда они всегда могут прийти, искренне пообщаться, чем-то помочь друг другу, поговорить даже о каких-то своих проблемах. Что часто и происходит на моих занятиях, и я вижу, как дети с радостью принимают участие в общей беседе: что-то подсказывают, обмениваются своим опытом как художественным, так и жизненным, где-то посмеются, и уходят очень наполненные, довольные, еще и уносят с собой работу. Я сама пришла в Захарьино подростком 28 лет назад. Я ощутила, что это мой второй дом, здесь сложилась замечательная компания моих сверстников, с которыми я пережила лучшие годы своей юности. Я считаю, это очень важно, чтобы у подростка было место, где ему хорошо.

– Получая художественное образование, Вы планировали творить, а не работать с детьми. Как Вы ощущаете себя в роли преподавателя?

– Я поняла, что нашла себя именно в работе с детьми. Они очень отзывчивы, с радостью идут на обучение. Я учу детей, и сама учусь их чистому взгляду, светлому видению мира, эти занятия приносят мне духовное наполнение. У нас с детьми идет взаимный обмен, а это действительно счастье. Я каждый раз выхожу с занятий счастливым человеком и с вдохновением начинаю планировать наш следующий урок.

Добавить комментарий

Предыдущая запись Концерт ко Дню людей с ОВЗ “Вопреки всему!”
Следующая запись Пой душа: музыкальный открытый микрофон состоится в ДК Щербинки